Смывая архивную грязь. "Пролетарский тигр"-2 или уроки выживания.


Продолжение. Начало здесь:https://newelgri.blogspot.com/2019/03/blog-post.html

Прежде, чем переходить к теме повествования,хочу ответить на главный вопрос: так участвовали ли танки типа Pzkpfw VI ausf. H/E в Сталинградской битве или нет?
Сталинградская битва, согласно советским представлениям о Второй Мировой войне, состояла из нескольких фаз: оборонительной, наступательной, и фазы по уничтожению окружённой группировки. И хотя сроки проведения этой битвы совпадают с датами присутствия Тигров в Ростовской области, тем не менее, нельзя считать, что танки Тигр использовались в её ходе.
Однако, однозначно можно сказать, что  танки Тигр 502-ого и 503-его участвовали в боях, проходивших в ходе Ростовской операции 1943-его года. Операция проводилась войсками   Южного и Закавказского( Северо-Кавказского) фронтов. Её задачей была попытка отрезать пути отхода группы армий А с Северного Кавказа. Задача эта осталась невыполнена и игнорировать роль, сыгранную Тиграми в этом провале невозможно.
Хотя всё могло быть совсем иначе.

Как видно, пусть даже из под пера гугл-перевода, всё-таки Тигры предназначались для освобождения 6-ой армии из окружения, так же как и 17-я панцер- дивизия, и дивизия СС-Викинг! И скорее всего, единственное, что помешало осуществлению этого плана, стала именно Ростовская наступательная операция, которая заставила командование группы армий Дон перенацелить Тигры на задачу охраны переправ через реку Маныч. Манштейн об этом скромно умолчал.  Однако, гораздо интереснее совсем не это. Почему-то, о присутствии тяжёлых танковТигр Pzkpfw VI ausf. H/E  в Ростовских степеях молчит и вся огромная советская псевдоистория. Это тем более странно, что о питерских Тиграх в СССР не рассказывают только выпускники роддомов, да и то потому, что он ещё не столкнулись с совково-эрфийской пропагандой. Это тем более странно, что разглядеть Тигра в питерских лесах и болотах было гораздо тяжелее, чем в бескрайноих донских степях. Причина у подобной двойственности может быть только одна: "пролетарские" Тигры, как видимо, не только просто стояли в Сальских степях, но и принимали активное участие в боевых действиях.
Первое же обращение к теме Сталинграда заставляет удивляться очевидности фактов.
Первый вопрос возникающий от знакомства с этими цифирями очень прост: какого хрена? 230-250 танков-это размер одной танковой дивизии/корпуса. При операции, осуществляемой группой армий, на участке нескольких фронтов эти данные могут исходить только от человека абсолютно незнакомого с историей Второй Мировой войны. Но, следующий вопрос будет посложнее: а откуда взялись четыре тысячи триста танков и САУ Красной Армии в графе "Потери"? Причём, этот вопрос делится на две части. Вначале:"Откуда эти танки взялись?"- а потом:" А кто, их столько настрелял?" И вот тут, начинается самое интересное. Если эти данные не учитывают Ростовскую операцию (то есть, без Тигров), то сколько тогда настреляли тяжёлые танковые батальоны? А если, в это число входили и советские танки, уничтоженные Тиграми, то в этом случае всё-таки придётся признать участие последних в Сталинградской битве. Такой вот, поворот. Кстати, 4 тысячи танков-это потери Красной Армии за первые 20 дней Курской дуги. Так что, выводы об интенсивности танковых боёв под Сталинградом делайте сами.
Поскольку вопрос о присутствии "Тигров" уже имеет ответ, перехожу к вопросу о результативности действия этих танков. Выяснить этот вопрос можно, если изучить историю частей и соединений Красной Армии, действовавших в период между 21-ым января и началом февраля 1943-его года в районе Пролетарской и переправ через Маныч. А там, глядишь, и выясним откуда взялись 4 тысячи советских танков в разделе "потери".
Итак, речь идёт о центральном участке Южного фронта. Наступление ведётся по всему фронту силами 4-ёх армий ( 5-я Ударная, 2-я Гвардейская, 28 и 51-я). Ростовская операция является продолжением сталинградского "Урана", который начался, как известно, 19 ноября 1942 года. Причина для столь удалённого экскурса кроется в подготовке. Не менее известно, что перед грандиозными наступлениями, советское командование приводило все части предназначенные для участия в нём, к штатной численности. Разумеется, к тому моменту, штаты советских танковых частей заметно "упали" по численности по сравнению с 1941-ым годом (советский  не справлялась с полномасштабным убоем предвоенной стратегии стальных орд). Но, тем не менее, перед отправкой на очередной убой в ходе предстоящего наступления, части насыщались до полного штатного( на тот момент) уровня. Вычислить численность наступающей группировки КА в обычных условиях представляется практически невыполнимым( архивы прикрыты, а информация в них как минное поле,- не знаешь где нарвёшься на правду) занятием. Но, если просмотреть историю соединений   уровня "корпуса-бригады", то в сочетании с датами можно вполне реально представить концентрацию танков на квадратный фронт. Итак, к концу ноября - началу декабря 1942-го года ВСЕ танковые части Донского, Юго-Западного и Сталинградского фронтов были приведены в боевую готовность и к штатной численности. Уже к концу 1942-ого года располовиненный Сталинградский фронт( из одного фронта стало два: Сталинградский и Юго-Восточный) и дважды переименованный( Юго-Восточный стал Сталинградским, а Сталинградский-Донским)  был преобразован в Южный ( тот самый, который пошёл на Манштейна). Вычеркну из состава этого фронта 5-у. Ударную армию, которая пошла по северному берегу Дона, и с Манштейном встречаться не должна была. В сухом остатке обнаруживаем 2-ую Гвардейскую, 28-ю и 51-ую армии. В составе этих армий имелись следующие соединения и части с танками:

С учётом вышесказанного, в каждом мехкорпусе-танковом корпусе имелось в среднем 190 танков. Здесь имеется 2 мехкорпуса и 2 танковых корпуса( хотя 13-ый уже к середине декабря имел состав мехкорпуса=760 танков), две танковые бригады( по 53 танка в каждой=106 танков), 4 танковых полка за рамками корпусов( ещё по 39 танков на полк =156 танков). То есть в сумме, 1000 танков только на один усечённый( без 5-ой ударной армии, если кто забыл) фронт. Кроме того, часть корпусов, прошедших смену в маркировке( к примеру с "простого" на гвардейский, или преобразование танкового корпуса в мехкорпус, предполагали предварительный вывод части в тыл или в резерв на доукомплектование или переформирование, что требовало вовлечения дополнительного числа танков, не входивших в первоначальную численность танковой группировки Южного фронта.

Наличие придаваемых танковых полков и бригад позволяло поддерживать боеспособность соединений без вывода соединений в тыл. Вот лишь один пример такого трансфера:



Так, что фронт очень легко мог иметь в своём составе   1200-1500 танков. 3 фронта-это более 4ёх тысяч танков в общем. Так что, цифра суммарных советских потерь тоже не вызывает противоречий с реальностью. Она даже, если судить по ходу отдельных боёв и скорости выхода советских танковых частей и подразделений в резерв, на доукомплектование, на переформирование (в связи с изменением структуры), проводившихся в ходе только Ростовской натупательной операции, может превышать эту цифру.
Но, для начала напомню состав танковой группировки противникав данном районе:


На 6-е января 1943-его года Манштейн в сотаве 4-ой танковой армии имеет менее 90 танков.  "Викинг" и  припарки 502-ого батальона картину не меняют. При этом, даже по самым оптимистическим оценкам, дивизия СС "Викинг" имеет только 30 танков( плюс батальон штурмгешутцей или панцерягеров (но не Фердинанды). То есть, общее число танков противника до 25 января 1943 ( до высвобождения сил 1-ой панцерармии) года не могло превышать 130-140 штук (теоретически, потому что на практике одновременно собрать такую силу немцам в том месте, и в то время было невозможно: во-первых свести их в один район не позволяли разнонаправленные атаки советских войск , во-вторых,-собственные потери и поломки). Но, советских командующих и историков эта реальность нисколько не смущала. Они по прежнему "воевали" на бумаге против групп противника, наступавших в сопровождении 25-50-100-150 танков. Что особенно впечатляет во всём этом цирке, так это отечественная способность игнорировать уже в середине текста, информацию написанную в его начале. Вот что думал Южный фронт о немецкой группировке к началу Ростовской операции:
Пролетарская группировка  ( которую я рассматриваю) могла содержать 165 танков.
Из всего массива доступных мне материалов удалось немного прояснить и то, что происходило вокруг "тигринного гнезда" Пролетарское. Первым в него вступила 51-я армия. А точнее, 36-я механизированная бригада 4-ого мехкорпуса ( на тот момент уже переименованного в 3-ий гвардейский мехкорпус). И произошло это 3-его января 1943 года. Фотофакт:


Пока корпус ( и его бригада) был на марше, командарм 51-ой принял стандартное для советского командарма решение:"взять Пролетарское". Вот так, просто,- прийти и взять.





Сказанно-сделано. Но, что -то пошло не так... 5-ого-6-ого января Пролетарская всё еще под пятой оккупантов.


"Продолжает выполнять"- это ещё  как посмотреть... Вот состав 51-ой армии на 1-е января  1943-его:


53 танка на всю армию-это танковая бригада. Так же, не следует забывать, что перед Пролетарской были Зимовники с вот таким резальтом:


Не прошло и дня, после "недостаточной штурмовой силы двух КОРПУСОВ" и больших потерь, как корпуса теперь  бросаются на штурм Пролетарского, в котором сидят..."Тигры".
Результат не заставил себя ждать:


 Командарм, что-то соображает, и потому, в бой бросается уже не единственная бригада, но весь корпус.

А потом он ещё сообразил что-то и 11 января добавил:



И штаб фронта тоже что-то заподозрил. И потому, в довесок к 51-ой обескровленной   и 28 -попутиной армиям, в бой пошла и 2-я Гвардейская, в лице 3-го Гвардейского танкового корпуса.




Если вспомнить вышеприведённую таблицу от 1-ого января, то 2-я гвардейская армия оказалась "самой обеспеченной по танкам" среди всех армий Южфронта на тот момент,-аж 389?! А 3-ий гвардейский ТК( он же бывший 7-ой танковый корпус) имел на 30-е ноября 1942-ого года аж 159 танков, из них 24-КВ( если верить Танковому фронту).


К сожалению журнала БД этого корпуса мною не обн6аружено. Но,  в его составе имелась "странная" танковая часть:- 3-я гвардейская танковая бригада. Так её именует Гугель и Танковый фронт. Однако в реальности, эта бригада была ТЯЖЁЛОЙ ( чему имеется свидетельство) танковой. С5 по 20-е января 3 гвТТБр в боях за Пролетарскую и переправы через Маныч не участвовала. Зато, эта бригада попала под удар 24-26 января 1943-его года. И понесла потери в танках КВ. Впрочем, для этой бригады такие потери новостью не были ( результаты боёв на 12-е декабря и 25-е снваря)


То есть, в связи с той, манычской, атакой возникает новый вопрос: "А, не приложились ли и там, "Тигры"?" Тем более, что основания для этих подозрений имеются весьма не слабые.
Другой инфы по этому корпусу в районе Пролетарской обнаружить не удалось. И потому, вернусь к основной теме.
Южный фронт, после очередного "дня сурка у Пролетарской", начинает выдумывать несуществующие соединения противника. В информашке, предворяющей боевой приказ от 8-ого января 1943, упоминавшийся мной в связи с переводом на Пролетарскую 3-его гТК, в числе присутствующих в Пролетарской немецких частей и соединений, указывается 21-я панцердивизия. А между тем, эта дивизия воююет, в тот момент,... в Африке. То есть, командование понимает, что топтание у Пролетарской, даже при учёте всех жертвенных традиций Красной Армии, выходит за рамки стандартов, но объяснить его Хрущёв и Ерёменко оказываются не в состоянии. То есть, наличие у врага нового тяжёлого танка в Ростовских, открытых всем ветрам и взорам, степях остаётся для советского командования тайной за 7-ью печатями. И это,-реальная оценка "труда" советских ГРУш и Штирлицей НКВД.
С переходом января во вторую декаду, у командования возникают острые позывы решить проблему Пролетарской любой ценой.


6-я гвардейская танковая бригада относилась к 28-ой армии. Помните, как к самому началу Ростовского наступления 51-ый полк отдал ей все свои танки? Так вот, эта бригада так же прошла через "Тигров", и возможно даже в составе 51-ой армии( то есть создаётся ощущение, что 51-ой армии в ходе этого наступления передавалась большая часть танковых соединений и частей Южного фронта).


Кстати, само командование бригады о Ростовских событиях предпочло скромно умолчать.





Оно и понятно, почему. 1 февраля 1943 года в составе 6-ой гТБр насчитывается аж... 6 танков на ходу и 6 в ремонте. И она была, такой, не единственной.
После 11 января 3-ий и 4-ый ( бывший 13-ый ТК) ГМК только и делают, что приводят себя в порядок. Возникают даже предложение соскрести с каждого корпуса по одной танковой  бригаде. Но, к 13-му января на два корпуса в строю имеется 18 танков всех типов. То есть не наскрести даже на один танковый полк. Выводы делайте сами...

А я, прочитал выводы сделанные команованием корпуса и мне оказалось достаточно, чтобы ничего не додумывать:
Следом, разумеется и награда подоспела. Положил людей, угробил танки- получай гвардию!


В общем и целом имеем 3 армии в течении полумесяца безуспешно штурмующих на станицу Пролетарскую и прилегающие к ней окружности. Не многовато? Неужели "Тигры" 502-ого и 503-его тяжёлых батальонов Вермахта тут были не при чём?








И вот, наконец, 20-ого января Пролетарская взята! Кого там выбили и взяли в плен не знаю. Но, уже 25-26 января 1943 года противник предпринимает контратаку ( ту самую, которую я упомянул в истории о 3-ей гвардейской тяжёлой танковой бригаде чуть выше) в районе станицы Манычской( 50 км северо-западнее от Пролетарской, но всё ещё в зоне действия "пролетарских" Тигров). И, происходит очередная катастрофа. Нет, не для немцев, а для войск Красной армии.


Тут, есть несколько "поразительных" моментов. Во-первых, численность танков 2-ой гвардейской армии сократилась БОЛЕЕ ЧЕМ В 10 РАЗ меньше чем ЗА МЕСЯЦ боёв. ( спешу заметить, что тоже самое произошло и с танковыми группировками и остальных ТРЁХ других армий Южного фронта, освобождавших Ростовскую область). Во-вторых, согласно этому отчёту на 26 января 1943 года Ротмистров находится в звании генерал-лейтенанта. А между тем, если почитать современные информашки можно обнаружить следующую пробоину в истории:


Почему уикидата в звании Ротмистрова ( 26 февраля) отстаёт от исторического документа( 26 января) аж на месяц? О каком успешном командовании может идти речь, если на 27-е января 1943 года 2-ой мехкорпус остался в лучшем случае с 8-ью танками?  Почему у вермахта в этом райне не заканчиваются танки, при том, что  ВСЕ танковые соединения и части Южфронта Красной Армии ежемесячно рапортавали об уничтожении, подбитии и захвате десятков и сотен вражеских панцеров, а с возможностью доставки новых танков на фронт в СССР у немцев, в отличии от Красной Армии, проблемы имелись? Почему среди трофеев Красной Армии, а также подбитых и  брошенных  на поле боя танков не было НИ ОДНОГО( из почти 30 децствовавших) тяжёлого танка типа PzKpfw VI ausf H/E  "Тигр"? Почему со стороны командования Южного фронта и Красной армии не было никакой реакции на информацию о появлении у противника тяжёлых танков в Ростовской области в январе 1943-его года?

Впрочем, как раз на последний вопрос ответить легче всего. Как известно, согласно советским разведданным Красна Армия начала воевать с немецкими тяжёлыми танками аж с с самого начала войны( 22 июня 1941 года). В ряды "тяжёлых" советскими околотанковыми государственными специалистами, для собственной безопасности, был зачислен даже средний Панцер 4. Поэтому, скорее всего, такое сообщение и могло остаться без внимания. Для Ротмистрова, впоследствии командовавшему 5-ой гвардейской танковой армией, и "прославившемуся" её полным уничтожением в ходе Курской битвы, гибель собственных танков солдат имела, видимо, незначительный вес в сравнении с карьерным ростом, как того и требовала партия КП-СС и лично товарищ Сталин.
 Впрочем, если быть до конца откровенным, перу Ротмистрова приписывают и письмо с обвинениями в адресс советских танкоделов, не сумевших снабдить Красную Армию
достойной бронетехникой. Это письмо было одной из капель, заставивших меня "прижаться"к танковой теме.

http://www.volk59.narod.ru/Rotmistrov.htm

 Однако, письмо было скорее всего попыткой найти стрелочников. Потому, как конструкторы давали Красной Армии то, что заказывала им партия и...Красная Армия. А уж тому, как эти недотанки толпами подкладывать под гусеницы Тигров, Ротмистрова точно учили не Морозов и не Астров, и даже не Гинзбург.
Поэтому, убийственные результаты действия Тигров в Ростовских степях исчезли из советской истории Второй Мировой войны, а вместо них  мы до сих пор слушаем былины про про Синявинские болота, Мгу и Рабочий посёлок номер 5 под Питером.
Заключение будет как в анекдоте:"А что, неужели это всё "Тигры" натворили?" Конечно же нет, но без них, судя по упоминаемым в немецких телеграммах населённым пунктам, не обошлось:

И главное. С моей точки зрения, ответственность за эти потери несёт командование Красной Армии, посылавшее солдат на убой. Точные разведданные, каечственная военная техника и воружение, а также грамотное командование были заменены голой пропагандой, которая должна была вначале убить душу советского солдата, а его телом занимался уже враг.

Алгри.
Оставил таблицы для наглядности, хотя доверия к ним нет.






Особенно по 5-му ГТК 2-ой гвардейской армии. Если этот корпус на 7 января имел не более 90 танков, а к 24-му января два его танковых полка вообще остались без танков, то откуда могли взяться табличные 89( 58 + 31) танков,-я не знаю.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Армия путлера. В хлам- 2.

Хвала и смерть пропагандонам! Они опять "спалили" путлера!

Совковая танковая афера. "Сормовский урод" 1.