Смывая архивную грязь. Советский танковый дизель В-2? Забудьте!


Смывая архивную грязь. Советский танковый дизель В-2? Забудьте!
Зачем, собственно говоря, я возвращаюсь к этому вопросу? Для меня эта тема оказалась полностью разобранной ещё в процессе написания материала для Живого Журнала(https://elgri.livejournal.com/49260.html)(https://elgri.livejournal.com/49541.html). Но жизнь, в лице неожиданных помощников, подкинула очередное подтверждение с противной стороны.
А звали тех помощников...Желтов И.Г. и Макаров А.Ю. Тот самый, врун-полковник Желтов, по совместительству, технический директор музея самого среднего танка Т-34, и один из авторов баек про избиение Королевских Тигров под Оглендувом в августе 1944-го. Эти два "историка" запустили очередную пропагандонскую псевдоисторическую акцию под названием сайт "Т-34 Информ."
И там, выложены, распечатки, сделанных со всяких документов, относящихся к периоду создания того самого Т-34 и ему подобных. На таком сайте не могли обойтись без дизеля В-2. Правда, документ выложенный в дизельном разделе всего один, но какой! Это кляуза в органы НКВД на происки врагов в деле развития советских танковых дизелей. Казалось бы, такие бумажки в СССР не страдали беспристрастностью, но события описываемые в ней вполне годятся для исторического анализа положения дел в советском дизелестроениии на период 1937 года, когда якобы "почти готовый" отечественный "гадкий утёнок" БД-2 превратился в, "отечественную" же, "грязную жабу" В-2. И вот, как это выглядело:
https://t34inform.ru/doc/1937-04-20_KSK_HPZ.html
Читаем по буквам:
"К маю 1934 г. были изготовлены на ХПЗ первые 2 опытных образца. Оба образца подверглись заводским испытаниям в танке и на станке. Директор ХПЗ т. Бондаренко в своем докладе Наркому т. Орджоникидзе сообщил, что двигатели БД-2 проработали один 112 часов (из них в танке 7 и на станке 105 часов), другой – 106 час. (на танке 53 ч. 57 м. и на станке 52 ч. 03 м.). Это сообщение было сплошным очковтирательством, ибо двигатель беспрерывно и без поломок и замены деталей не работал более 3 – 5 часов на танке и 5 – 10 часов на испытат. станке. Двигатель требовал упорной работы по доводке и подготовке его к длительным заводским, а затем государственным испытаниям на станке и, позже, на танке.  "
Тот, кто ещё и понимает прочитанное,  может представить себе как может выглядеть мотор с ресурсом в 3 часа...Таким образом из данного документа следует, что программа БД-2 относилась к танковому дизелю, а параллельно с этим на том же самом Харьковском паровозном(?!) заводе создавался и некий авиадизель? Кто-то слышал о таком? Предположить, что говоря об авиадизеле, имеют ввиду воздушную версию танкового двигателя не позволяет отсутствие соответствующей абревиатуры. С другой стороны, с авиадизелем Коталена советские специалисты встретились в 1936 году, после чего он исчезает на Западе и появляется в СССР под наименованием...В-2.( Если кто не читал предыдущих серий в ЖЖ.)
На сегодняшний день дизель-мотор БД-2 является незаконченным даже в опытном образце, не говоря уже о негодности его для серийного производства. 
Прошло более 2½ лет с момента доклада директора т. Бондаренко НКТяжпрому т. Орджоникидзе, а завод за это время не сделал ничего, чтобы сосредоточить все свои силы на доработке дизельмотора БД-2 и доведении его до серийного производства. Завод стал работать над авиационным дизелем, над дизелем для катеров, распыляя внимание и конструкторские силы, и фактически не добился с 34 г. никакого улучшения в конструкции дизеля для танка

Из изложенного видно, что положение с образцом дизельмотора и с подготовкой производства дизелей является угрожающим. Выстроены цеха, заказано оборудование (часть которого уже поступило), а законченного, прошедшего сдаточные испытания образца дизельмотора нет, даже чертежи этого образца еще не закончены. Намеченное заводом еще в 36 г. изготовление опытной серии 10 шт. дизельмоторов к 1.V.37 г. не форсируется и по заявлению н-ка дизельного отдела т. Челпан будут готовы в лучшем случае в 3 кв. 37 г. По постановлению СТО завод должен изготовить 200 шт. дизельмоторов для танков в 37 г. 
Дальше совсем темно. То есть дизеля нет, а оборудование закупленно? Не смешите мои искандеры!

Если сейчас не будут приняты решительные меры по форсированию изготовления опытной серии и окончательной доработке образца для серийного производства, то в 38 г. серийного производства танковых дизельмоторов мы иметь не будем. Большой парк танков БТ-5 остается необеспеченным мотором, т.к. на этом танке установлены моторы М-5 (Либерти) значительно изношенные и которые должны быть заменены на дизельмоторы БД-2. В первые же месяцы войны моторы М-5 выйдут из строя, и заменить их будет нечем. Кроме того, производство танков БТ-7 требует моторов М-17, производство которых на заводе № 26 в Рыбинске тормозит развитие производства более совершенного мотора М-100. 

А вот и долглжданное поминание про М-100, то есть Испано-Сюиза 12 Уай. Этот двигатель служил базой для авиадизеля Коталена, так же как впоследствии, М-100 - для В-2.

Совершенно очевидно, что систематические крупные дефекты в танках БТ, Т-35, дизельмоторе БД-2, тракторах, надо рассматривать как результат преступной деятельности на заводе к.-р. банды. Так, например, ряд дефектов в танке БТ существуют с начала производства этого танка (с 32 г.) и, несмотря на ежегодные требования НКО, эти дефекты остаются, значительно снижая боевую мощь танка (натяжное приспособление гусеницы, гусеница, ведущие колеса и ряд других). Эти дефекты в тех же танках американской армии устранены еще в 33 г. Аналогичные дефекты по танку Т-34 и дизельмотору БД-2. 

Подбор кадров и положение дел на заводе заставляет думать, что мы имеем дело, по меньшей мере, с разложившимся, потерявшим всякий партийный облик человеком или с прямым организатором и руководителем вредительской банды на оборонном заводе. 
О роли Авто-Бронетанкового Управления в деле борьбы за качество боевых машин и особенно по изготовлению и доработке дизельмоторов БД-2 для танка БТ. 
Преступная затяжка с устранением дефектов в танках и доработкой дизельмотора на протяжении 32 – 37 г.г. происходила на глазах АБТУ. АБТУ, будучи заинтересовано в повышении качества боевых машин, скорейшей доработке дизеля и налаживании их производства, обязано было добиваться устранения всех этих ненормальностей. На ХПЗ с 30 г. находится представительство АБТУ (районный инженер, военпреды), поэтому их роль и роль руководящих работников АБТУ требует детального выяснения. Над этим вопросом группа сейчас работает. Результаты будут доложены дополнительно. 
Виновниками в создании существующего положения и в срыве постановления СТО от 26.III.35 г. являются следующие лица: 
1. Директор завода № 183 (ХПЗ) Бондаренко, И.П., доложивший о готовности двигателя Наркому т. Орджоникидзе и не принявший мер к доводке дизельмотора до государственных испытаний. 
2. Тов. Нейман Н-к 8 Гл. Управления НКОП, допустивший необоснованный доклад Правительству о готовности дизеля БД-2 к серийному производству и не принявший мер к своевременной подготовке дизеля к гос. испытаниям. 
3. Тов. Бокис, Г.Г. – Н-к АБТУ, знавший недопустимое затягивание доработки дизеля и подготовки производства, не информировал ЦК и Правительство об угрожающем положении с обеспечением армии дизельмоторами. Более того, заключая договор с Бондаренко в 36 г. на поставку 50 танков и в 37 г. – 100 танков с дизельмоторами, в договоре написал "по утвержденным с АБТУ чертежам и тех. условиям", тогда как утвержденных чертежей нет и до сего времени. 
При сем прилагаю характеристику работников, которыми директор завода ХПЗ себя окружил. 
ПРИЛОЖЕНИЕ: На "3" лист.
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ – КОМКОР СОКОЛОВ
20.4.1937 г. 
№ 282сс 
мм/6 23.4.37 
верно: подпись 

РГВА Фонд 4 Опись 14 Дело 1897 лист 71 – 73

Копия
С.Секретно

Экз. № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ к № 282сс. КСК. 

По вопросу – КОНТР-РЕВОЛЮЦИОННОГО ОКРУЖЕНИЯ ДИРЕКТОРА ЗАВОДА № 183 БОНДАРЕНКО и ОБ ЕГО АНТИПАРТИЙНОМ ПОВЕДЕНИИ. 

Тов. Бондаренко – сын рабочего г. Сталино. В партии с ноября 1917 г. В 1925 г. окончил Технологический Ин-т в Харькове – инженер-металлург. На ХПЗ с октября 1925 г. С 1925 по 1927 г. пом. н-ка сталелитейного цеха, с 1927 по 1930 г. – н-к сталелитейного цеха, с 1930 по 1931 г. – гл. металлург завода, с 1931 по 1933 г. – гл. инженер завода и с декабря 1933 г. – директор завода. 
Находясь на посту директора завода, систематически подбирал и окружал себя людьми с к.-р. прошлым, троцкистами и пр. врагами партии и соввласти. 
ГОЛЬДЕНФАРБ – бывший начальник отдела снабжения (с 34 г.), ныне арестован НКВД как активный троцкист, принят на работу Бондаренко, которому было известно по сигналам парторганизации, что Гольденфарб участник троцкистско-зиновьевской банды. Бондаренко всячески его отстаивал и защищал. Увольнение мотивировал "по собственному желанию". Пытался устроить Гольденфарба на Уральском вагоностроительном заводе, рекомендуя его как хорошего работника. 
ЕРЕМИН М.И. – бывший зам. н-ка мартеновского цеха, руководитель к.-р. организации в сталелитейном цеху, арестован органами НКВД. После XVII партсъезда Еремин организовал на квартирах рабочих обсуждение доклада т. Сталина на XVII партсъезде в антипартийном и антисоветском духе. По требованию НКВД Бондаренко убрал Еремина из сталелитейного цеха, однако, оставил его в штате завода и назначил его зам. нач. чугунолитейного цеха. 
ФИРСОВ А.О. – бывший нач. конструкторского отдела (с 1932 г.), бывш. вредитель, в настоящее время осужден за к.-р. деятельность и вредительство по танкам. О деятельности Фирсова сигнализировали парторганизация и низовые работники в связи с рядом систематических дефектов в результате конструкторских ошибок в танке БТ. Однако, Бондаренко отказывался увольнять Фирсова с завода. 
МЕРЧАНСКИЙ М.А. – бывш. зам. нач. тракторного отдела (с 1934 г.). Недавно арестован НКВД по обвинению в шпионаже в пользу Германии. 
ПОКРОВСКИЙ – бывш. механик танкового отдела, бывш. вредитель, арестован НКВД за к.-р. деятельность. 
КУЧИН – бывш. пом. гл. металлурга, бывш. вредитель, арестован НКВД за к.-р. деятельность. 
Бондаренко, несмотря на сигналы парторганизации и низовых работников, держал этих лиц на заводе, чем способствовал вредительской деятельности их. 
Следующие лица, прикрываясь Бондаренко, и были удалены с завода только по категорическому требованию НКВД и Обкома. 
ШПУНТ А.М. бывш. нач. сталелитейного отдела с 1931 г. Служил в белой армии, бывш. юнкер, в Берлине проживает его брат бело-эмигрант – крупный коммерсант. Бондаренко и Шпунт останавливались у него, находясь в заграничной командировке в Берлине. В 1936 г. в сталелитейном цеху была к.-р. вредительская группа, Шпунт был удален с завода. Бондаренко помог ему устроиться на Коломенский з-д. До поступления на работу Бондаренко выплачивал Шпунту несколько месяцев жалование. 
ПЕРЛИН Н.Ф. бывш. комендант здания главной конторы. Дважды нелегально переходил советско-румынскую и советско-польскую границы. Бондаренко назначил Перлина комендантом здания главной конторы, используя его как заведующего хозяйством директорского особняка в Занках. 
БЕЛЬСКИЙ М.М. бывш. полицейский в Харькове. Бондаренко назначил его для поручений при себе. 
ВЕЙСБЕРГ М.Б. бывш. зам. нач. снабжения по спецпроизводству, в 1919 г. служил добровольно в студ. батальоне у Деникина. Работая на ХПЗ, Вейсберг проживал все время в Москве. Аферист и растратчик. В 1933 г. растратил 16,5 т.р., перейдя на работу на завод Азовстали растратил 15,4 т.р. Осужден Харьковским облсудом на 8 лет ссылки. Бондаренко посещал Вейсберга в тюрьме, посылал передачи, ходатайствовал об улучшении его положения в тюрьме, добился у нач. СМТ Неймана списания с Вейсберга за счет завода 16,7 т.р., а по ходатайству нач. Азовстали Гугеля бывш. нач. ГУМПа Гуревичем списана и другая растрата 15,4 т.р. Бондаренко добился пересмотра дела Вейсберга Верховным Судом, который, не имея подтверждений от Азовстали и ХПЗ о растрате, дело прекратил. Бондаренко вновь принял Вейсберга на завод зам. нач. отдела снабжения, несмотря на возражения НКВД, который официально не допустил Вейсберга к работе на заводе. В течение 1935 и 1936 г.г. Вейсберг израсходовал около 27 т.р. не имея оправдательных документов. Все эти расходы Бондаренко покрыл за счет завода. В январе 1937 г. Вейсберг удален с завода в результате вмешательства НКВД. Увольнение Бондаренко формулирует "по собственному желанию". 
ЗАЙЧИК бывш. нач. танкового отдела (с 1935 г.), сын торговца, родственники торговцы за границей. Сестра активная троцкистка, о которой Зайчик скрывал (в настоящее время арестована). Зайчик исключен из партии и уволен с завода. Бондаренко всячески этому сопротивлялся. 
Следующие приближенные к Бондаренко лица под его покровительством продолжают оставаться на заводе. 
АНТОХИН нач. АХО (с 1935 г.), в феврале 1937 г. исключен из партии за развал работы АХО и как скрывший свое прошлое. Антохин является близким другом Бондаренко. 
АПТЕКМАН Г.И. нач. конструкторского бюро с 1935 г. Уволен из авиадизельного института за антисоветские выступления совместно с троцкистом Риппенбейн, исключен из ВКП(б) как чуждый элемент. Бондаренко дал отличную характеристику в ГУГБ на Аптекмана. 
БЕР И.С. нач. конструкторского бюро тяжелых танков Т-35 (с 1933 г.). Антисоветски настроен, проводил фашистскую агитацию, восхвалял режим Гитлера в Германии. Тормозит работу по улучшению танков Т-35. 
Аналогичные материалы имеются на: УТЕВСКОГО нач. тракторного отдела с 1934 г., ЦЕРЕКВИЦКОГО зам. нач. нового дизельного отдела с 1936 г., ДОВЖЕНКО нач. паровозного отдела, ЯРОСЛАВСКОГО нач. планового сектора. 
Таким образом, Бондаренко так расставил людей, что все наиболее ответственные посты находились и частично находятся сейчас в руках белогвардейцев и антисоветских людей. 
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ КОМКОР СОКОЛОВ
20.4.1937 г. к № 282сс
мм/6 
23.4.37 
верно: подпись

"Оправдалка" эНКаВыДр-ы выдержана в духе времени: "Враги были, но мы уже всех убили." Ну, о каких конструкторах, в такой политическо-террористической системе, какой был СССР, может идти речь?  Только западных, с готовой технологией, которую идейно-верные недоучки пытались адаптировать под совковую действительность. Результаты этой адаптации хорошо известны,- около 4  тысяч новеньких Т-34 потерянных за первые полгода войны   ( в борьбе с "отсталыми" немецкими Pz kpfw III & IV и чешскими LT vz 35&38) не позволят нам в этом сомневаться.
Алгри.


Комментарии

  1. Мне кажется, что Вы сгущаете краски. Давайте представим, что всех этих злейших врагов трудавога народа - всех этих Бокисов-Шмокисов, греко-Чулпанов-Мульпанов и прочих Бондаренков-Шмондаренков товарисчь Сталин, будучи таким душкой-миротворцем, не расстрелял бы, а тех, кто вообще был не причем, даже не отправил бы на рудники и лесоповалы гулага. Чтобы тогда было бы?

    Тогда не только дизель В-2 и прочие М30, М40, М100 и т.д. были бы готовы к захвату Европы, а еще куча всякого добра, и не только в двигателестроении. А если бы еще в авиации не постреляли всех? А если бы всех этих недобитков Туполевых-Шмуполевых вместе с Петляковыми-Шметляковыми не отправили бы куда следует? А если бы всяких Королевых-Шморалевых не лес валить, а прочих Цандеров-Шмандеров в ракетостроении не расстреляли бы? Это тогда не Германия, а совок бы уже к 39-му году имел бы реактивные самолеты, баллистические и крылатые ракеты, со всеми типами реактивных двигателей - турбореактивных, в том числе, турбовинтовых и двухконтурных, пульсирующих воздушно-реактивных, жидкостных ракетных, и т.д. и т.п. А там, глядишь, и ядреная бонба уже не за горами - если всяким там Капицам-Шмапицам волю дать...

    И что тогда? Европе совершенно закономерно пришел бы полный и окончательный капут во 2-й мировой революции. Прямо в 39-м году нахрен.

    Но нет - товарисчь Сталин и его чекисты-энкавэдисты стояли на страже. Чтобы ни одна недобитая мышь не проскочила. Я считаю - совершенно правильно этих недобитков расстреляли, жаль только не всех - надо было не гуманничать понапрасну, а еще до кучи Королева обязательно дострелить, обязательно Туполева (вот противный дед-то был!), Петлякова, Стечкина, ну, и так далее по списку.

    Представляете, какой бы в савеЦкой стране воцарился порядок? Ни одного врага народа бы не осталось. Доблестные савеЦкие войска, завалив трупами всю Европу, взяли бы невиданные трофеи - какие-то бочки жалезные с трубками... Послали бы за Королевым в гулаг - глядь, а его уже и расстреляли. Послали бы за Люлькой - а он помёр на лесоповале, вспомнили бы про совсем уже никому не нужного профессора Стечкина - а от него только крест безымянный...

    Вот это было бы по-нашему, по-савеЦки, по камунистически!

    Поэтому лично я, конечно, только за товарисча Сталина и верных чекистов. Если бы не они - греческий недобиток Чулпан имел бы шанс изобрести что-нибудь вроде Пратт-Уитни R4360 о 3000 или даже о 4000 л.с., а комуняки - помыть сапоги в Атлантическом океане. Это никак нельзя было допустить, а то мы бы жили сейчас в гулаге с вышками, и гулагом был бы весь мир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аполитично рассуждаете! На 1939-ый год Красная Армия и так была самой большой армией в мире. По числу танков она превосходила не просто любую армию мира, но ВСЕ остальные армии мира вместе взятые. Рассказы про устаревшие 10-11 ТЫСЯЧ Т-26 или 5-7 тысяч БТ, как вы понимаете тут не "канают", на том основании, что ни у кого другого ничего подобного не было.Таким образом получается, что если у СССР и был шанс на "дранг нах зюйд" , то только в 1939 -1941 годах. Однако, рассматривая мой любимый пример с Киевским особым военным округом, когда в июне 1941 года более тысячи советских НОВЕЙШИХ Т-34 и КВ-1/-2 встретили НА СВОЕЙ территории 100 Пц-4 и какое-то количество Артштурмов из 1-ой танковой группы Манштейна, выяснилась полная бесполезность большого числа консервных банок перед инструментом войны, пусть даже и с коротким стволом. Более того, жукашвилли, в процессе формирования безразмерной орды танков и пушечного мяса, совсем не смущал тот факт, что эту идею в его тупую башку впечатал некий враг народа Тухочевскай! Некто Жюков в своих мумуарах, так прямо и сказал, что лично ему для победы над Вермахтом в 1941-ом году не хватило 32 тысяч танков новейших типов, а Вермахту для того чтобы пройти сквозь 20 тысяч советских банок до Москвы, хватило 4-ёх тысяч своих и чешских. Так, чтоодним числом мир было не взять. Идеи, особенно совпадавшие с линией партии, продолжали эксплуатироваться даже после посадок или расстрелов их авторов. Сильно скакавшие вперед идеи не ыли подкреплены технологической базой, так что тут тоже мимо. Иными словами, в сложившихся, благодаря общей линии партии и власти, условиях у сысысыра не было никаких шансов на мировое господство, основанное на военной силе. Потому и пришлось гэбэйникам идти путём мирового терроризма. А дедушке Ту-палеву памятник стоит поставить за развал советского бомардировочного потенциала. Так что, я в данном вопросе занимаю твёрдую антилюдоедскую позицию "не раздувай пожар мировой войны, а то-получишь!"

      Удалить
    2. Ну, ... Вы фактически подтвердили мою точку зрения, только с противоположной стороны.

      Но в одном Вы правы - "дедушке Ту-палеву памятник стоит поставить за развал советского бомардировочного потенциала." Только тут бы надо уточнить. Во время 2-й мировой Туполев ничего не мог развалить, сидя в шараге, получившей потом его имя. А вот через 15-20 лет, в 60-е, он действительно, уничтожал малейшие поползновения конкурентов - Мясищева и Сухого, а апофеозом его "вредительства" стал самый аварийный самолет всех времен и народов Ту-22 (жены летчиков в 60-е устраивали демонстрации в полках с требованием запретить полеты на этом гробе!).

      Помимо этого, товарисчь Тупалев отметился небывалыми масштабами копирования иностранной авиатехники, начиная с В-29 он же Ту-4 и далее Ту-95, Ту-154, Ту-144 и иже с ними Ту-160. Так что памятник в виде полностью разрушенного и подчистую уничтоженного КБ и опытного завода Туполева в Москве он уже воздвиг себе нерукотворный.

      Удалить
    3. Вы чересчур оптимистичны. Попробуйте назвать хотя бы один туполевский самоль, который летал? Смею вас уверить, за самолем будет стоять либо западный образец или творчество очередного выпускника шараги. Единственное в чём он похоже отметился как адвокат( эта версия попалась мне на глаза несколько лет назад в и-нете), так это в судебной разборке между страной советов и дедушкой совецкой авиации Юнкерсом по поводу очередного заимствования конструкции крыла. Видимо, за это ему и отдали на откуп авиацию

      Удалить
    4. Какая-то проглядывается закономерность - были савецкие интриганы типа Тупалева и Яковлева, после их кончины их одноименные КБ померли. А тех, кого они "мочили в сортирах" - Лавочкин и Сухой, выжили. Несколько особняком стоит Микоян - его не мочили, но и не продвигали, а в конечном счете он все равно помер. Вместе с Ильюшиным. Вообще же за развалинами савецкой авиации можно наблюдать с чувством глубокого удовлетворения - из всех КБ на плаву остался (да и то условно) только Сухой, дышащий на ладан - без испытательной базы в Жуковском КБ на Ходынке можно уже закрывать за полной неэффективностью и ненадобностью. И это, судя по всему, уже не за горами...

      Удалить
    5. Честно говоря, я смотрел на этот процесс поглощения немного по другому. Мне казалось, что всё опять вернулось к уровню туполевской шараги, только без энкавыды. Где-то в путисми даже звучала информация, что одим из инициаторов создания ОАК был Туполев-сын, но это не точно. В любом случае, что в авиационном деле, что в танковом, что в автомобильном у РФ наблюдается схлопывание и производства, и НИОКР. И происходит это схлопывание по инициативе сверху, либо в результате проводимой верхами политики. Отчего меня начинают сучать смутные сомнения, что путя решил слить проект РФ в Чайник, за возможность быть наместником Поднебесной на западе, от Уральского хребта?

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Армия путлера. В хлам- 2.

Хвала и смерть пропагандонам! Они опять "спалили" путлера!

Совковая танковая афера. "Сормовский урод" 1.